Жалоба на работодателя
К большому сожалению случаи нарушения прав работодателями продолжают случаться с высокой частотой и в наши дни — когда, казалось бы, способов вывести на чистую воду у любого работника предостаточно: любой смартфон сейчас снабжен камерой и нарушения могут быть банально на нее записаны, да и отправить результаты нарушений не составляет никакого труда — опять же есть камера и куча мессенджеров. Ну а про распространенность электронной почты и говорить не стоит — только редкий пользователь еще не имеет своего электронного ящика.
Вот только куда отправлять доказательства нарушений прав работника — другой вопрос. В этом случае на помощь приходит Госинспекция труда. Именно туда работник должен первым делом подать жалобу.
Если же результаты проведенной госинспекцией экспертизы не удовлетворят работника или он усматривает специальное затягивание дела, подозревает кого-то в сговоре, или находит какие-то другие препятствия, он имеет полное право обратиться с жалобой в Роструд.
Там его жалоба будет рассмотрена в обязательном порядке на федеральном уровне.
Подать жалобу он может в электронном — тогда ему никуда не придется ходить, или письменном виде — для тех, кто хочет наверняка. Выбирать уже вам.
Содержание
Когда нужно подавать жалобу на работодателя
Для начала давайте разберем объективные причины подачи жалобы на работодателя — ведь иногда их могут счесть недостаточными и тогда вы просто потеряете свое время зря. Для этого не нужно знать от корки до корки весь трудовой кодекс. Вот основные причины:
- Вы приступили к выполнению своих обязанностей, но с вами не хотят заключать трудовой договор.
- С вами заключили договор, но он не является официальным — например в виде расписки или чего-то подобного.
- Вам не выплатили заработную плату, выплатили ее не в полном объеме или задержали ее выплату на срок больше 10 дней;
- Вас не отпустили в отпуск или отпустили, но за ваш счет.
- Вас заставили выйти на работу в выходной день и не произвели дополнительные выплаты за сверхурочную работу.
- Ваше рабочее место не соответствует действующим трудовым нормам: нет стола, окна — как источника естественного света, стула и т.д.
- Вас просят оборудовать ваше рабочее место из ваших же средств.
- Вам необоснованно отказали в приеме на работу.
- Вас незаконно и без причины уволили с работы.
Эти и некоторые другие причины являются объективными для подачи жалобы в Роструд.
Жалоба на работодателя: как корректно составить
Жалоба подается в электронном или живом виде.
Жалоба в электронном виде подается в общих формулировках — если это делается электронным письмом или через форму — если это делается через сервис онлайнинспекция.рф. В этих случаях к жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих ваши слова: копию трудового договора, трудовой книжки, паспорта — как документа, подтверждающего вашу личность и др.
Жалоба в письменной форме подается через орган ближайшей госинспекции труда и заполняется в соответствии с образцом.
Так или иначе в жалобе нужно отразить:
- Наименование органа, куда подается жалоба: Госинспекция труда по вашему городу или Федеральная служба по труду и занятости;
- Ваши данные: ФИО, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты, место работы и должность;
- Описание нарушения ваших трудовых прав;
- Описание предпринятых вами действий — если таковые были;
- Подпись и дата.
В идеале текст должен состоять из одних фактов: такого-то числа я должен был получить зарплату, обратился к тому-то, но даже спустя месяц зарплаты так и нет. Прикладываю мой трудовой договор и сканы моего счета. Если вы в тексте используете расплывчатые формулировки или не можете доказать прямого факта нарушения работодателем ваших трудовых прав, необходимо подготовиться к тому, что дело будет расследоваться дольше обычного.
Подача жалобы на работодателя в Роструд в электронном виде
Подать жалобу в электронном виде можно также двумя способами:
- Через сервис онлайнинспекция.рф;
- По электронной почте.
Жалоба на работодателя через сервис онлайнинспекциярф
Итак, первым делом вам необходимо будет зайти на сервис онлайнинспекция.рф и спуститься до раздела «Сообщить о проблеме».
Нажать на раздел.
Затем необходимо выбрать категорию, в рамках которой вы хотите подать жалобу. Например «Заработная плата».
А затем подпункт, например «Задерживают зарплату».
Затем вам нужно будет выбрать результат, которого вы бы хотели добиться подачей своей жалобы:
- Консультация;
- Или проверка.
После этого вам предложат авторизоваться через портал «Госуслуги».
И уже после авторизации вы сможете написать текст самой жалобы, а также прикрепить все необходимые документы.
Жалоба по электронной почте
Вы можете направить свое письмо в отдел приема граждан Роструда по почте: mail@rostrud.info.
В письме вам необходимо в общей форме указать проблему, с которой вы обращаетесь, написать свои контактные данные, данные организации-работодателя (Юридическое название (ООО «Рога и копыта»), ИНН, ОГРН, физический и юридический адреса) и приложить дополнительные документы, которые доказывают каким-то образом вашу правоту — чтобы инспектору было легче и быстрее разобраться в вашем вопросе.
И ждать ответа.
Как подать жалобу через кабинет инспектора и получить его консультацию
При всем разнообразии онлайн-инструментов большинство граждан предпочитают обращаться с такими вопросами напрямую — через кабинет служащего государственной инспекции труда.
Есть один нюанс: количество обращений граждан напрямую может быть слишком велико и вас могут банально не принять. Чтобы такого не произошло, лучше записаться на прием онлайн.
Для этого на сайте онлайнинспекция.рф найдите раздел «Электронная приемная»:
Сразу спуститесь чуть ниже. Там:
- Из выпадающего списка выберите ваш регион;
- Запомните часы и дни приема, а также адрес инспекции и номер кабинета;
- Выберите дату приема;
- Выберите свободное время для приема — белые прямоугольники.
Затем нажмите на прямоугольник с удобным для вас временем приема и укажите причину:
После нажмите на кнопку «Записаться».
На этом запись закончена. Приходите по указанному адресу в выбранное вами время в госинспекцию — там вы сможете составить жалобу и получить консультацию по вашему вопросу.
Образец жалобы
Использование шаблона заполнения жалобы значительно ускорит решение вашей проблемы. Вот один из примеров.
Сроки рассмотрения жалоб
В связи с действующими законами установлены следующие сроки для рассмотрения жалоб заявителей:
- Регистрация заявления в органе — 3 рабочих дня;
- Передача документа на рассмотрение — 7 рабочих дней;
- Получение ответа о результатах — 30 рабочих дней.
Поэтому рассчитывать на то, что ваша проблема будет решена буквально на следующий день не стоит.
Некоторые нюансы
- Ответ будет выслан вам в письменном или электронном виде. Указать подходящий вам вариант вы можете при отправке жалобы.
- Обязательно указывайте свой обратный адрес, куда должен быть направлен ответ. Обращения без него не регистрируют в системе и не рассматривают.
- Отозвать жалобу и отменить проверку по факту подачи жалобы невозможно. Поэтому подумайте, возможно проблему получится решить, поговорив с вашим начальником.
28 января 2020 года, мною была подана жалоба на действия работодателя в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае, т.к. структурное подразделение ООО «Глобыс» территориально непосредственное осуществление трудовых функций происходило в Красноярском крае, Багучанском районе, п.Говорково, ул.Береговая, 28, сторение 1
19 02.2020 года мне пришёл ответ ,что моя жалоба перенаправлена по юридическому адресу работодателя, считаю, что это нарушает ФЗ от 26.12.2008 № 294. Прошу разобраться в сложившейся ситуации, т.к. выездная проверка просто необхадидима, там значительные нарушения законодательства, а территориально проверка должна происходить все таки непосредственно в месте где осуществляются работы.